«Промедление смерти подобно» Петр I
С ранних лет ребенок учится справляться, адаптироваться к жизненным ситуациям. Для детей с повышенной тревожностью каждая новая, сложная или незнакомая ситуация воспринимается как потенциальная угроза. В сложной, стрессовой ситуации возможны две противоположных модели поведения — преодоления или избегания («бей или беги»).
Если родители демонстрируют эффективные способы решения различных проблем (модель преодоления) и понимают, поддерживают ребенка, позволяя ему совершать мелкие ошибки и приобретать собственный опыт, одновременно оберегая от совершения тяжелых ошибок, ребенок вырабатывает у себя позитивные, социально приемлемые способы поведения, адаптации.
Если по каким либо причинам у него нет этой возможности — ребенок не имеет эффективных моделей поведения и вынужден использовать модели ухода, избегания. Но эта модель приводит к тому, что стрессовая ситуация становится хронической, ребенок испытывает лишь кратковременное облегчение, негативные эмоции возвращаются, накапливаются, нарастают.
Поскольку ребенок не умеет изменить ситуацию он начинает искать, как изменить свое психическое состояние. И одна из таких моделей — употребление психоактивных веществ: алкоголь, различные лекарственные препараты, изменяющие сознание, наркотические вещества. Чем больше подросток страдает от чувства тревожности, безнадежности или ищет острых ощущений, тем раньше и интенсивнее он будет пить алкоголь или энергетики, курить коноплю или «Спайсы«.
Как правило, дети начинают «экспериментировать» с различными, наиболее для них доступными психоактивными веществами: энергетиками, слабоалкогльными напитками, лекарствами. А поскольку у взрослых они не получили понимания, поддержки, советы вынуждены получать у своих сверстников, на улице. Типичные подростковые реакции оппозиции (все, что советуют взрослые подвергается критике) и группирования (слепое подражание поведению, правилам, обычаям группы сверстников) делают подростков особенно уязвимыми к влиянию «уличных авторитетов».
Поскольку такой способ не помогает разрешить ситуацию, приведшую к стрессу — ситуация только усугубляется — надо снова и снова прибегать к помощи психоактивных веществ, искать более «сильные». Начало употребления в подростковом возрасте приводит к быстрой социальной деградации, снижению интеллекта и в 3-4 раза повышает риск развития алкоголизма и наркомании. То есть, если ребенок встал на этот путь, сам он с него не сойдет. Движение неизбежно в одном направлении. Только скорость может быть разной.
Причем дети в «благополучных» семьях от подобного не застрахованы. Материальное благополучие — не самое главное, что нужно ребенку. Важнее любовь, понимание, безусловное принятие, поддержка.
Поэтому оцените взаимоотношения с вашим ребенком, насколько он с вами откровенен, доверяет вам. Колебания настроения ребенка неизбежны, но длительное состояние пониженного настроения, раздражительности, конфликтности должно вас насторожить. Если он замкнут, малообщителен, скрытен, у него необычные увлечения либо он постоянно находится в компании сверстников и скрывает, как они проводят время, поздно приходит домой и старается ускользнуть от общения с вами — немедленно действуйте. Возможно, ваш ребенок много спорит, злится, раздражается и не хочет уступать, у него постоянные вспышки раздражения и эмоций, он постоянно и демонстративно не слушается и винит других, когда что-то идет не так.
Если это возможно, постарайтесь спокойно обсудить ситуацию, разобраться, что происходит. Если у вас трудности контакта с вашим ребенком — обратитесь сами к психологу, психотерапевту за консультацией. Она может быть анонимной. Поторопитесь, чем рань вы вмешаетесь, тем проще решить проблему.
Если же вы отмечаете у вашего ребенка не адекватное ситуации повышенное настроение, чрезмерное возбуждение, непоседливость, повышенную двигательную активность, суетливость, нарушение координации движений, неустойчивую походку, расширение или сужение зрачков, покраснение глаз, кожи лица, нечеткость речи, затруднение концентрации внимания, необычно повышенный аппетит или жажду, расторможенность, агрессивное поведение — возможно это говорит об употреблении психоактивных веществ.
Если у вас доверительные, близкие отношения с ребенком — просто спросите, что происходит. Если же взаимоотношения сложные — сразу обращайтесь к наркологу. Простой запрет и контроль, жесткий разговор «по душам» не помогут — будет просто хитрить, лучше прятаться, лгать. Ведь ваш ребенок по наивности считает, что ничего страшного не происходит — «все так делают».
Не надо бояться консультации — она, по вашему желанию, может быть анонимной. Предварительно вы можете обсудить проблему по телефону (498) 6851281. Высказав врачу все ваши опасения, вы получите квалифицированный совет, вместе разработаете план ваших дальнейших действий, и если это необходимо — лечения. Вы должны понимать, раз уж это произошло, значит ситуация крайне сложная и самостоятельно разобраться и изменить ее вы не сможете, только понапрасну потеряете драгоценное время, ведь любой прием психоактивного вещества в буквальном смысле может стать последним.
К сожалению, самая частая ошибка, совершаемая родителями в данной ситуации — попытка справиться «своими силами». Люди склонны к самообману, верят клятвам и обещаниям подростка, так как сами этого больше всего хотят. Но клятвы и обещания ничего не стоят, так как причины, приведшие к возникновению этой проблемы, не устранены.
Вы должны помнить, что вы не одиноки, многие люди готовы вам помочь. И целью врачей, психологов, педагогов является, в первую очередь, защита интересов ребенка.
психиатр-нарколог А.Д. Бойко
Источник тут